Первые  открытия юных исследователей

Знание только тогда знание, когда оно 
приобретено усилиями своей мысли, а  не памятью. 
Л.Н. Толстой


    27 февраля в Новониколаевской средней школе № 3 состоялась II районная учебно-практическая  конференция  «Мои первые открытия», в которой приняли участие обучающиеся начальных классов из одиннадцати средних и двух основных (Алексиковской и Киквидзенской) общеобразовательных школ, а также впервые – воспитанники трёх детских садов района. Поддержать  юных участников пришли их учителя, родители, бабушки и дедушки.
     Было заявлено 33 работы, которые  дети презентовали  на четырёх  различных секциях.
    Название секции «Всё обо всём» говорит само за себя: здесь были представлены работы самой различной тематики. Какие же  «открытия» сделали младшие школьники?  
     Обучающиеся  3 «б» класса первой школы Иванов Данила, Моргунова Надежда и Ситникова Анна под руководством своего учителя М.А. Есиковой и педагога-психолога Е.С. Шкуратовой выявили свои собственные трудности при общении со сверстниками и взрослыми и научились их преодолеть. Их работа «Общение без трудностей» заняла первое место. 
     Орфограммы русского языка изучают на уроках по учебнику, а вот второклассники СОШ             № 2 Сычёва Елизавета и Тесленко Никита (которого можно назвать «опытным»  исследователем – он уже принимал участие в I районной учебно-практической конференции,              а потом защищал свою работу на региональном конкурсе) с помощью своего учителя Вакаловой А.А. исследовали наличие орфограмм русского языка на фантиках от конфет.  Ребята не только нашли на конфетных обёртках уже изученные ими орфограммы, но и выяснили, что орфограммы с непроверяемой гласной в корне слова и безударной гласной в корне слова встречаются на фантиках чаще, чем орфограммы других видов. Никита и Лиза награждены дипломами II степени.
       Изучением воздействия слова на живые организмы занимались Горемыкина Дарья, Подболотов Вадим и Синельщиков Ярослав (3 «а» класс, СОШ № 2, руководитель Мягкова С.А.). Юные исследователи выдвинули гипотезу, что «добрые» слова влияют на живые организмы положительно, а «злые» – отрицательно и  в ходе своих исследований полностью её подтвердили. Их  работа «Волшебная сила слова» была отмечена дипломом II степени.
      Дипломами III степени в этой секции также были отмечены две работы и обе они посвящены сравнению  народного фольклора, обычаев России и других иноязычных стран. 
      Третьеклассницы первой школы Попова Дарья, Чернухина Виктория и Рапиева Александра (участвовавшая в конференции и в прошлом году) под руководством учителя английского языка Левашовой Г.П. сравнивали русскую народную сказку «Колобок» и английскую народную сказку «Джонни-пончик». Школьницы выяснили, что при внешней схожести сюжета и героев этих сказок, у них есть и различия – русская  сказка более живая, яркая и образная

«Традиции празднования Пасхи в России и Германии» – такова тема работы Бех Надежды и Пивоваровой Яны, учениц 4 класса Верхнекардаильской школы (руководители Пархоменко Г.И. и Алферова М.В.). Юные исследователи провели сравнительный анализ символов, традиций, обычаев празднования Пасхи в двух странах и сделали вывод, что в православной и католической Пасхе очень много сходства, но имеются и различия, которые, однако, не противоречат друг другу.
      Трудно переоценить значение знаний о природе при обучении младших школьников, тем более знаний, полученных самостоятельно в ходе учебного исследования. К.Д. Ушинский писал: «Логика природы есть самая доступная и самая полезная логика для детей». В секции «Природа в жизни людей» были рассмотрены работы, в которых школьники исследовали растения, животных, птиц, выясняли их пользу и значение в жизни человека.
      Победителями в этой секции стали ученицы первой школы: Акимова Карина, Брестер Елена (3 «б» класс) и Есикова Юлия (4 «а» класс), которые под руководством Есиковой М.А. исследовали лекарственные травы, растущие на их школьном дворе, выяснили, что используя лекарственные травы, можно помочь своему организму избавиться от некоторых заболеваний, оказать первую помощь при порезах, ссадинах, укрепить свой иммунитет. В прошлом году Карина и Лена также достойно защитили свою работу.
      Второй раз принимала участие в конференции и Фарафонова Екатерина (2 класс, Серпомолотская СОШ). В этом году, работая над темой «Полезность козьего молока» (руководитель Иванова Т.В.), она выяснила, что содержать козу экономичнее и выгоднее, и  что молоко её  полезнее, чем коровье. За свою работу Катя получила диплом II степени.
      Суханов Максим и Кувшинов Алексей, обучающиеся 3 «а» класса СОШ № 1 (руководитель Куриленко О.С.) экспериментальным путём убедились, что в комнатных условиях можно вырастить саженцы дуба, соблюдая необходимые для их роста и развития условия, и в дальнейшем использовать их для озеленения школьной территории. Ребята награждены дипломами II степени.
     Такое удивительное явление природы как облака исследовали Миронов Иван и Мартынов Анатолий, ученики 4 «б» класса СОШ № 2 (учитель Коновалова Н.С.) Мальчики выяснили, что облака образуются в результате конденсации водяного пара и подтвердили это, проделав ряд опытов. За свою работу Иван и Анатолий награждены дипломами III степени. 
     Дипломом III степени отмечена и работа второклассницы третьей школы Завьяловой Светланы. Девочка под руководством своего учителя Баубель Е.Ю. исследовала способы выращивания лука в зимнее время и изучила его полезные свойства. 
     Проектная деятельность обладает огромным развивающим потенциалом для младших школьников.  Участвуя в проекте, дети ощущают себя значимыми в группе сверстников, видят свой вклад в общее дело, радуются своим успехам. Проектные работы на конференции  рассматривались на секции «Мой первый проект». Круг проблем, которые  решали в своих проектах ученики начальных классов, достаточно широк: от сохранения памяти о событиях Великой Отечественной войны и ветеранах до изготовления тренажера для дошкольников и различных подарков своими руками.
     Первое место в этой секции члены жюри присудили сразу двум проектам: «Как сварить мыло?» и «Умножение – это умное сложение, или как легко выучить таблицу Пифагора».                                                                               
Технологию приготовления в домашних условиях такого важного средства гигиены как мыло изучала ученица 3 «а» класса второй школы Чеклова Анна (руководитель Мягкова С.А.). Как результат проекта ею самостоятельно были изготовлены мыло из мыльной стружки и  мыльной  основы с добавлением различных ингредиентов  и  буклет «Как сварить мыло?». 
     Дети довольно часто испытывают трудности при запоминании таблицы умножения. Третьеклассница Алина Жукова и обучающиеся 2 «а» класса Резвяков Семён и Черникова Ангелина (СОШ № 3, руководители Житенева Г.Е и Родина М.А.) изучили разные способы и приёмы заучивания таблицы, была изготовлена игра-тренажёр, которая поможет запомнить таблицу умножения без зубрёжки, сделает процесс запоминания  интересным.
    Дипломами II степени награждены Королева Екатерина и Борисевич Максим, обучающиеся 3 «а» класса СОШ № 1, презентовавшие проект «Зелёный ёжик» (руководитель Куриленко О.С.). Детей привлекло многообразие существующих видов кактусов, условия их выращивания. Результатом проекта стала небольшая коллекция кактусов, изготовлен набор открыток «Зелёные ёжики».                                                             
    Третье место тоже получили обучающиеся первой школы: Завьялова Ксения, Шлыкова Алина (2 «а» класс) и Шорина Ксения (4 «б»), руководители Семенютина Е.И. и Иванкова Т.В. Девочки заинтересовались кремами для лица, которыми пользуются их мамы. Консультируясь с учителем химии, провизором аптеки и профессиональным косметологом, выяснили, что в состав современных косметических средств входят консерванты и другие нежелательные ингредиенты. Ученицы презентовали питательный крем «Нежный бархат», сделанный ими самими на основе детского крема и натуральных компонентов. 
     Секция «Первые открытия» объединила учебно-исследовательские и проектные работы, которые представляли воспитанники детских садов и обучающиеся первых классов.
Жюри единодушно присудило призовые места всем участникам. 
     Первое место разделили сразу три работы: «Динозавры и современный мир», авторы – первоклассники третьей школы Разумова Юлия и Дугина Софья, руководители Гущина И.Ф. и Завгороднева М.Ю.; «Как хлеб пришёл на стол», представленная воспитанниками детского сада № 2 «Чебурашка» Горбуновой Лизой, Стецуриной Соней, Семенютиной Ксюшей, Ермаковым Матвеем и Горсткиным Русланом  (руководитель Фомченкова Л.Е.); «Почему цвет у хлеба разный?», которую тоже подготовили воспитанники второго детского сада Соколова Алёна, Горшков Кирилл и Алифанова Настя с помощью своего воспитателя Королевой С.В.
     Дипломами II степени награждены Плешакова Настя, ученица 1 класса Алексиковской ООШ, подготовившая проект «Куклы моих бабушек» (руководитель Соснина О.Н.) и юные исследователи детского сада № 3 Юрина Соня, Кравченко Вероника и Попова Лиза за работу «Лук – зелёный друг» (руководитель Ивченко Г.Н.).
     Ученицы 1 «б» класса СОШ № 2 Джеполакова Карина и Шушакова Ирина за свою учебно-исследовательскую работу «Мыльные пузыри радуют и удивляют» (руководитель Грищенко Г.А.) и воспитанники пятого детского сада Барышев Кирилл и Помогайбо Даниил за проект «Вот труба – над нею дым» (руководитель Старынина Н.А.) были отмечены дипломами III степени.
     Помимо дипломов победители и призёры получили в подарок книги. Всем остальным школьникам, представившим свои учебно-исследовательские работы и проекты, вручены сертификаты  участников и шоколадки.
    Следует сказать, что юные исследователи, включая даже самых маленьких – «дошколят», достойно выступали, умело продемонстрировали результаты проделанной работы, уверенно и аргументировано отвечали на достаточно сложные вопросы жюри, отстаивали свою точку зрения. 
    Дети – прирожденные  исследователи, которых интересует всё новое, неизвестное. Только нужно по-настоящему увлечь их, направить в нужное русло и разбудить в них жажду познания и любознательность, что и удалось многим педагогам, готовившим юных участников конференции «Мои первые открытия».

ГОРЯЧИЕ ТЕЛЕФОНЫ: (812) 602-23-23 (справочная служба) | 310-55-55 (приемная комиссия)  | 310-49-26 (пресс-служба

использование материалов официального сайта спбгуэф www.finec.ru возможно только с письменного согласия администрации университета. e-mail: reklama@finec.ru

МКУ "Комитет по образованию Новониколаевского района"
Все права защищены. 2018 год